10.06.2010
Балансовое совещание ГМК: пережить бы лето
Ирина Оприщенко
Рыночная ситуация остается сложной. На фоне удорожания ЖРС и коксующихся углей, цены на метпродукцию в июне по отношению к марту снизились в среднем на 12-18%. Невостребованность и нерентабельность производства вынудила украинских металлургов снизить загрузку мощностей до 58,7%, в то время как еще в апреле этот показатель составлял 70%.
Производственные итоги и перспективы
Как сообщил заместитель генерального директора ОП «Металлургпром» Виктор Лесовой, на сегодня на металлургических предприятиях в работе задействованы 28 (из 36) доменных печей, 18 (из 21) конвертеров, 17 (из 35) мартеновских печей и 7 (из 15) электропечей.
Объемы производства, млн. т:
Продукция | Май/по отношению к апрелю | За 5 месяцев 2010 г./к АППГ | Июль (план) | Прогноз пр-ва в 2010 г. на осн. данных 5 мес./к 2009 г |
Чугун | 2,401/-2,8% | 11,847/+19% | 2,3 | 28,636/+12% |
Сталь | 2,844/-4,4% | 13,881/+21% | 2,760 | 33,553/+12% |
Прокат | 2,676/-4,5% | 12,971/+19% | 2,660 | 29,934/+12% |
Среднесуточное производство, тыс. т:
Продукция | Апель | Май | 7 дней июня |
Чугун | 82,3 | 77,4 | 63 |
Сталь | 99,2 | 91,7 | 77,9 |
Прокат | 93,4 | 86,3 | 68,4 |
Помимо ухудшения рыночной конъюнктуры, причинами снижения объемов производства в мае стали также проблемы с обеспечением ЖРС предприятий группы ИСД. Если традиционно причины недопоставок эксперты поясняли«несогласованностью взаимоотношений между отдельными ФПГ», то в мае главным фактором проблем с поставками стало скорее сложное финансовое положение этих предприятий, вызванное дефицитом оборотных средств и снижением заказов на металлопродукцию.
Скорректированный балансовый график обеспечения метпредприятий железорудным сырьем в мае был выполнен по окатышам на 94%, по агломерату – на 86%, по аглоруде – на 94%, по концентрату – на 79%. При этом фактически весь объем недопоставок ЖРС пришелся на Алчевский МК и Днепровский меткомбинат им. Дзержинского, – сообщил В.Лесовой.
За 5 месяцев обеспечение метпредприятий ЖРС по окатышам составило 92%, по агломерату – 87%, по аглоруде – 90%, по концентрату – 94%. Объем импортных поставок ЖРС в мае сократился по сравнению с апрелем на 180 тыс. т и составил 118 тыс. т. За 5 месяцев импорт ЖРС по сравнению с АППГ вырос на 80% до 1,305 млн. т, в том числе было завезено 853 тыс. т концентрата, 399 тыс. т аглоруды и 53 тыс. т окатышей. При этом экспорт рудного сырья в мае увеличился по сравнению с апрелем на 590 тыс. т до 3 млн. т, а за 5 месяцев вырос к АППГ на 39% – до 13 млн. т.
Поставки углей и кокса в мае были выполнены в необходимых объемах, а по металлолому (570 тыс. т) даже на уровне 108% от потребности, что В.Лесовой охарактеризовал как рекордный показатель за все годы независимости.
– Мы все помним, как дефицит лома нередко вынуждал металлургов работать с перерасходом чугуна, что негативно сказывалось на себестоимости и конкурентоспособности нашей продукции. В нынешнем году ситуация существенно улучшилась, за что огромная благодарность нашим поставщикам, – отметил В.Лесовой. За 5 месяцев 2010 г. метпредприятиям поставлено 2,285 млн. т лома, что составило 96% от заявленной потребности, а с учетом остатков на складах, металлурги работали со 100% обеспечением ломом.
Продукция | Отечественное сырье, май | Импорт сырья, май | Отечественное сырье, 5 месяцев 2010 г/к АППГ | Импорт, 5 месяцев 2010 г/ к АППГ |
Уголь | 1,5 | 0,920 | 8/+7% | 4/+41% |
Кокс | 1,3 | 0,019 | 6,290/+10% | 0,160/– |
Опасения по поводу возможного снижения объема поставок импортных коксующихся углей в связи с аварией на шахте «Распадская» в очередной раз опроверг генеральный директор ассоциации «Укркокс» Анатолий Старовойт. По его информации, поставки с «Распадской» занимали 4% от общего объема потребления углей украинскими КХЗ и, учитывая планы отечественных угольщиков нарастить в этом году добычу газовых углей двойного назначения на 800 тыс. т, недопоставки из РФ удастся перекрыть за счет внутренних поставок.«Качество украинских газовых углей, конечно, похуже российских, но проблем с поставками не ожидается», – резюмировал А.Старовойт. Более того, учитывая нынешнее снижение объемов выпуска метпродукции, КХЗ уже испытывают сложности с размещением на складах приобретаемых углей. «До аварии на«Распадской» у нас на складах было 370 тыс. т коксующихся углей, сегодня – 731 тыс. т. Производство снижается, периоды коксования увеличены, но уголь мы пока еще принимаем, хотя уже и с трудом. Одна тысяча вагонов стоит сегодня на Авдеевском КХЗ – некуда разгружать. Такая же ситуация и по другим предприятиям», – сообщил А.Старовойт.
Для обеспечения заявленных объемов производства в июле метпредприятиям необходимо поставить 570 тыс. т аглоруды, 1,380 млн. т концентрата, 180 тыс. т агломерата, 975 тыс. т окатышей, 870 тыс. т известняков, 1,220 млн. т кокса и 490 тыс. т металлолома. Заявки металлургов по обеспечению отечественным ЖРС и известняками обеспечиваются полностью. Импорт ЖРС в июле ограничится завозом аглоруды в объеме 95 тыс. т. Поставки украинских углей в июле ожидаются на уровне 1,340 млн. т, еще около 620 тыс. т углей необходимо будет завезти по импорту.
Падение цен на рынке метпродукции в июне продолжилось, хотя, по оценке эксперта, темпы падения приостановились. «В частности, по последней информации по заготовке на сегодня стоимость составляет уже $470/т FOB. Прошлая неделя была еще $480-490/т. Максимальная цена в этом году, как мы знаем, была порядка $600, – отметил В.Власюк. По различным видам метпродукции снижение цены за май-июнь составило от $80 до $120 за тонну. Учитывая падение цен и высокую себестоимость производства метпродукции, рентабельным на сегодня может оставаться производство холоднокатаного рулона, по остальным позициям металлурги работают в убыток.
Высокая себестоимость продукции стала причиной более существенного падения объемов производства украинскими предприятиями по сравнению со среднемировым показателем. Так, если загрузка отечественных заводов оценивается на уровне порядка 58-60%, то в мире мощности загружены на 74%.«То есть, мы оказываемся в числе мощностей, которые не имеют рынков сбыта. Причины этого все знают – главная причина кроется в себестоимости нашей продукции», – отметил эксперт.
«Если в марте себестоимость нашей квадратной заготовки и длинномерного проката была ниже чем, к примеру, у турецких производителей электростали где-то на $70-80/т, то на сегодня себестоимость наша и турков сравнялась из-за того, что упали цены на лом. В связи с этим турецкие производители могут производить сталь с себестоимостью может чуть меньше чем у нас, но с учетом географического положения, выходить на рынки Ближнего Востока уже с гораздо более выгодными ценовыми предложениями», – сообщил В.Власюк.
Учитывая ситуацию на рынке ЖРС, на снижение затрат украинским металлургам в ближайшей перспективе рассчитывать не приходится. По прогнозам УПВЭ, в III квартале ожидается рост цен на железорудное сырье в мире на 20-23%. «Rio Tinto и японцы вроде бы договорились о повышении цен на ЖРС на 23% – это значит, что цены повысятся до $145/т FOB Австралия. По коксующемуся углю мы знаем договоренность о росте цен с $200 до $225 FOB Австралия», – сообщил В.Власюк. В связи с ожидаемым повышением цен мировые сталелитейные компании уже заявили о повышении цен на металлопродукцию в III квартале.
«Я бы сейчас явно разделил весь рынок стали на две части – это углеродистая сталь, где торгует Украина и сталь, которая имеет своих конкретных потребителей в автопроме, машиностроении и т.д. Вот тот блок, который имеет конечных потребителей – повышает цены, работает рентабельно, имеет стабильные заказы. Эти компании, как например Nippon Steel или Posco уже заявили о повышении цен в третьем квартале. К примеру, Nippon Steel заявила о повышении цен на свой лист на порядка 200$ за т – и это пройдет. Удастся ли нам повысить цены – очень большой вопрос», – резюмировал В.Власюк.
По его прогнозам, нынешнее падение спроса достигло дна и со второй половины июня ожидается рост объема заказов. Цены на мировом рынке также начнут рост и в июле повышение составит порядка 15%. – Если говорить дальше о III квартале, то тенденций поддерживающих больших не будет, поскольку в августе-сентябре добавится сезонный фактор отпусков, – считает эксперт.
Также, по информации замминистра, в ближайшее время планируется вынести на уровень правительства рассмотрение вопроса о завышении тарифов на железнодорожные перевозки «Укрзализницей». Начиная с 1 апреля транспортное ведомство весьма успешно игнорирует требования постановления Кабмина, предусматривающего продление антикризисных преференций для ГМК, в том числе и сохранение тарифов на ж/д перевозки на уровне октября 2008 г. На сегодня уровень тарифов, по расчетам металлургов, завышен на 8%. Обсуждение этого вопроса на уровне профильных министерств оказалось безрезультатным и теперь Минпромполитики планирует вынести этот вопрос на уровень премьер-министра.
Также в планах министерства добиться снижения ставок и сопутствующих услуг на перевалку грузов в морских портах. На сегодня рентабельность работы портов составляет в среднем 91% – такими показателями металлурги не могли похвастать даже в докризисный период, – отметил замминистра.
– Сейчас рассматривается проект распоряжения Кабинета Министров, согласно которому услуги морпортов должны будут быть снижены на 30%. Правительство в этом вопросе нас поддерживает и, думаю, в ближайшее время это решение будет принято, – сообщил С.Беленький.
Труба бесшовная
Труба электросварная
Трубы DIN, ASTM
Труба нефтегазопроводная
Труба нержавеющая
Газлифтные трубы
Арматура термоупрочненная
Арматурная сталь
Уголок
Швеллер
Армированная сталь
Заготовка
Сталь с морским регистром
Нержавеющий металлопрокат
Алюминиевый профиль
Шестигранник
Круг стальнoй (пруток)
Сетки металлические
Биметалл
Composite material (bimetal)
Лист просечно-вытяжной
Метизы DIN, EN, BS, ASME, ANSI
Биметаллы для электротехники
20Х23Н18
20Х20Н14С2
10Г2С1
5ХНМ
30ХГТ
32НКД
Полезная информация