12.11.2010
Мировой рынок стали: 4-11 ноября 2010 г.
Виктор Тарнавский
Подорожание металлолома повернуло вспять цены на длинномерный прокат. Хотя спрос со стороны строительной отрасли остается низким, рост цен на сырье заставляет производителей поднимать котировки. В то же время, на рынке плоского проката особых изменений к лучшему пока не заметно. Американские компании пытаются остановить спад, объявив о повышении цен по декабрьским контрактам, но большинство специалистов настроены на этот счет весьма скептично.
Помимо Ирана, украинские и российские заготовки приобретают прокатчики из Ирака, стран Африки, а также некоторые турецкие заводы. Из-за подъема цен на лом стоимость полуфабрикатов на турецком рынке также подскочила, а экспортные котировки превысили $570 за т FOB.
Рост цен наблюдается и в странах Восточной Азии. Поставщики из СНГ, Турции, Тайваня, Японии предлагают полуфабрикаты по $580-590 за т CFR, что, в среднем, на $10 за т превышает уровень прошлой недели. По словам продавцов, заготовки поднимаются в цене вследствие увеличения стоимости лома в азиатском регионе.
В то же время, спрос со стороны местных прокатчиков остается очень низким. Так как длинномерный прокат пока остается относительно стабильным, и заготовки, и лом сейчас слишком дороги для металлургов. Некоторые производители арматуры во Вьетнаме покупают полуфабрикаты у местных поставщиков, а ряд компаний сократили выпуск своей продукции.
Спрос на азиатском рынке слябов также остается очень низким. С одной стороны, местные прокатчики пока не испытывают острой нужды в новых закупках, с другой, они считают цены, предлагаемые поставщиками из СНГ и Бразилии завышенными в сравнении с котировками на горячекатаные рулоны (хотя это справедливо только для экспортных поставок горячего проката). На спотовом рынке цены находятся в интервале от $560 до $585 за т CFR, однако потребители пытаются сбить цены до $550 за т CFR и менее.
Хотя статистика свидетельствует о росте производства стали в октябре, новые цены на арматуру, по мнению аналитиков, могут удержаться на некоторое время. Внезапное подорожание застало врасплох потребителей и трейдеров, которые начали скупать продукцию. В то же время, экспортные цены китайских компаний на арматуру остаются низкими – $600-610 за т FOB. Впрочем, во всем восточноазиатском регионе рынок длинномерного проката только начинает просыпаться. Производители вынуждены поднимать цены вследствие подорожания лома, хотя средний уровень котировок на арматуру при поставках в Корею или Сингапур составлял в начале ноября $625-630 за т CFR.
Экспортеры конструкционной стали из СНГ и Турции в последнее время ориентируются на рынки Ирака, Ирана, Северной и Западной Африки. В то же время, традиционные покупатели этой продукции в странах Персидского залива остаются пассивными. Потребности местных строительных компаний в арматуре пока вполне покрываются поставками из местных источников. При этом, внутренние цены в ОАЭ весьма низкие, так что турецкая арматура, предлагаемая по $610-620 за т CFR, неконкурентоспособна.
Емкость имеющихся рынков невелика, поэтому поставщикам приходится ожесточенно конкурировать друг с другом. Несмотря на подорожание лома и заготовок стоимость турецкой арматуры не превышает $595-605 за т FOB, а украинская продукция варьируется от $570 за т FOB при поставках в страны Леванта до $590 за т FOB и более для Ирака, который сейчас готов платить за конструкционную сталь наибольшую цену.
Европейские компании уже практически не ориентируются на реальный спрос на длинномерный прокат. По мнению специалистов, он будет слабым, по меньшей мере, до марта. Однако подорожание лома в ноябре заставило металлургов сдвинуть вверх свои котировки, достигающие для арматуры в Южной Европе 425-435 евро за т EXW.
Под влиянием подорожания на внутреннем рынке китайские компании сделали очередную попытку подъема экспортных котировок. Цены заводов на г/к рулоны с добавкой бора были доведены до $610-620 за т FOB. При этом, некоторые трейдеры готовы поставлять аналогичную продукцию в Южную Америку или в Европу всего по $570 за т FOB.
Активность на азиатском рынке уже которую неделю подряд остается минимальной. Поставщики из Китая, России, стран Восточной Азии предлагают их по $615-640 за т CFR, однако это кардинально расходится с ожиданиями покупателей, не желающих приобретать горячий прокат дороже $600 за т CFR. Так как складские запасы в регионе еще достаточно велики, потребители могут позволить себе продолжение паузы.
Украинские производители листовой стали продолжают сбрасывать цены, пытаясь этим стимулировать продажи. Стоимость г/к рулонов при поставках в страны Ближнего Востока опустилась до $540-570 за т FOB. Российская продукция достигает $600 за т FOB, но особым спросом не пользуется. Для европейского рынка украинский горячий прокат также несколько подешевел. Котировки в странах Восточной Европы не превышают $610-630 за т DAF.
Курс евро несколько понизился по отношению к доллару, однако европейские меткомпании по-прежнему вынуждены уменьшать стоимость своей продукции. Базовые котировки на горячий прокат в Италии составляют порядка 440-460 евро за т EXW, тогда как в странах Северной Европы произошла стабилизация в интервале 470-500 евро за т EXW.
Повернуть негативную тенденцию вспять попытались американские компании. Стоимость г/к рулонов на спотовом рынке упала к началу ноября до $555-585 за метрическую т EXW, при этом, потребители не спешили с закупками, рассчитывая на дальнейшее удешевление. Ведущие производители объявили на декабрь о повышении цен на $30-40 за короткую т ($33-44 за метрическую т), надеясь этим показать покупателям, что спад кончился, и пора пополнять запасы. Официальные отпускные цены на горячий прокат превысят в декабре $615 за т EXW. Впрочем, аналитики считают повышение цен преждевременным. По их мнению, январь бы подошел для этого лучше.
При этом, европейские металлурги выражают все большее беспокойство по поводу растущей конкуренции со стороны тайванских и китайских компаний, которые за три первых квартала текущего года поставили в Европу более 130 тыс. т нержавеющего проката (при емкости всего рынка около 3,5 млн. т в год). Асоциация Eurofer заявляет о возможном возбуждении антидемпингового иска против азиатских поставщиков нержавеющих х/к рулонов, которые в начале ноября попадали в Европу, примерно, по $3500 за т CIF. В самой Азии цены пока стабильны и составляют около $3400 за т CFR, но в регионе наблюдается большой избыток стальных мощностей.
Турецкие компании закупили достаточно большие объемы сырья в октябре по относительно низким ценам, но сейчас потребителям приходится платить существенно дороже. Цены на американский материал HMS № 1&2 (80:20) приближаются к отметке $400 за т CFR, европейский аналог и российский А3 котируются на уровне $390-395 за т CFR.
В Азии, где дефицит лома имеет более острый характер, цены еще выше. При крупнотоннажных поставках на Тайвань и в страны Юго-Восточной Азии стоимость американского HMS № 1&2 может достигать $420-425 за т CFR, контейнерный лом подорожал до около $400 за т CFR. Впрочем, по мнению аналитиков, зимой цены будут еще выше.
12.11.2010
Проблема-2014. Часть четвертая
Rusmet.ru, Виктор Тарнавский
Новые проекты в мировой металлургической отрасли
Турция и Иран являются крупнейшими рынками сбыта украинской и российской стальной продукции в странах Ближнего Востока. Однако не намного меньший интерес для металлургов из СНГ представляют и такие регионы как Персидский залив и Северная Африка. Первый из них несколько лет назад опережал все другие части света по темпам роста импорта стальной продукции, но в прошлом году внезапно резко сократил закупки. Второй, наоборот, в прошлом году наращивал импорт. Планы развития собственных металлургических мощностей есть и в североафриканских, и в «заливных» странах. Насколько они могут повлиять на позиции наших экспортеров?
До кризиса планы расширения производства стали составлялись во всех странах североафриканского региона, однако экономические трудности привели к тому, что все проекты были отложены на неопределенный срок. В 2010 году правительство Алжира объявило о планах расширения производства стали в стране на 2 млн. т в год, а длинномерного проката – на 3,5 млн. т в течение следующих четырех лет, но пока все эти проекты остаются декларацией о намерениях. Заключенное же еще в 2007 году с египетской компанией Ezz Steel соглашение о строительстве металлургического завода на 1 млн. т стали в год было денонсировано в апреле текущего года. Пока не подтвердило прежних планов увеличения выпуска и корпорация ArcelorMittal, которой принадлежит единственный в стране интегрированный комбинат Annaba. Более того, в последние несколько лет это предприятие работает с хронической недогрузкой мощностей.
Ливийская металлургическая компания LISCO в сентябре 2010 года также анонсировала план расширения производства стали до 2,6 млн. т, из которых 1,6 млн. т должны приходиться на длинномерный прокат и около 1,0 млн. т – на плоский, однако этот проект пока также не имеет инвестиционного обеспечения. Теоретически производственная мощность LISCO составляет в настоящее время 1,7 млн. т стали в год, но в текущем году эти мощности, скорее всего, будут использованы менее чем на 50%.
Для египетской металлургической промышленности «звонком будильника» стал прошлый год, когда благодаря финансируемым государством строительным проектам потребление стальной продукции (прежде всего, длинномерного проката) резко возросло. Тогда Египту пришлось увеличить импорт более чем в 1,8 раза, при том, что степень загрузки мощностей в национальной прокатной отрасли составляла менее 65%.
По данным египетских специалистов, потребление арматуры в стране должно возрасти от около 7,5 млн. т в текущем году до 10,5 млн. т в 2017-том. В настоящее время мощности по производству данной продукции оцениваются в 6,5 млн. т в год. В связи с этим власти заявили о намерении выдать лицензии на строительство заводов совокупной мощностью 2 млн. т арматуры и 1 млн. т заготовок в год. По предварительным данным, интерес к этим предложениям уже проявили несколько компаний, включая Arcelor Mittal, которая до кризиса собиралась строить метзавод в Египте, но затем отказалась от данного проекта. Кроме того, самостоятельный проект по расширению мощностей осуществляет компания Suez Steel, которая до конца года должна ввести в строй прокатный стан производительностью 400 тыс. т в год, а в течение 2011 года – плавильный цех на 1,2 млн. т в год. Впрочем, очевидно, даже если все анонсированные проекты будут реализованы вовремя, в ближайшие годы Египет по-прежнему будет оставаться крупным импортером стали, хотя показатели 2009 года, похоже, так и останутся непревзойденным рекордом.
Судя по всему, ведущим покупателем стальной продукции в Северной Африке в ближайшие годы будет Алжир. Благодаря увеличению экспорта природного газа в Европу эта страна обладает значительными финансовыми ресурсами. В течение ближайших пяти лет правительство намеревается инвестировать в строительство жилых домов и объектов инфраструктуры порядка $150 млрд. Это означает, что потребление стали в стране значительно увеличится, тогда как объем производства металла, очевидно, так и останется небольшим. Похоже, будет наращивать закупки стальной продукции и Ливия. В целом же представляется, что спрос на сталь в странах Северной Африки в ближайшие годы будет увеличиваться быстрее, чем ее производство, однако основной прирост поставок в этот регион, скорее всего, придется на Турцию.
В 2010 году объем выплавки стали в Саудовской Аравии, Катаре и ОАЭ оценивается специалистами, примерно, в 8,4 млн. т против 6,8 млн. т в прошлом. Импорт стальной продукции в страны региона резко упал еще в прошлом году, когда, например, в ОАЭ было поставлено 5,8 млн. т стальной продукции против 13 млн. т годом ранее, а в Саудовскую Аравию – 3,2 млн. т по сравнению с 6,1 млн. т в 2008-ом. Однако показатели текущего года, судя по всему, будут еще ниже.
В ОАЭ в этом году вступила в строй вторая очередь комбината Emirates Steel Industries (ESI), что позволило довести его мощность до 2 млн. т стали в год. Затем компания получила финансирование для реализации новых стадий проекта. В 2011 году ESI планирует довести свою производительность до 3 млн. т, а к 2014 году – до 6 млн. т в год с соответствующим увеличением производства проката. Кроме того, в начале текущего года в ОАЭ российской группой «Металлоинвест» был запущен прокатный завод Hamriyah Steel, плановая производительность которого составляет 1 млн. т в год, а в 2012 году в строй должно вступить предприятие местной компании BILDCO на 400 тыс. т в год, в планах развития которого предусматривается создание собственных плавильных мощностей.
Несколько новых проектов было анонсировано в текущем году в Саудовской Аравии. Крупнейшие из них – строительство плавильного завода на 1,2 млн. т в год группой Al Tuwairqi Holding, которая в настоящее время обладает мощностями по ежегодному выпуску почти 3 млн. т проката, но всего 1 млн. т заготовок, и прокатной линии на 1 млн. т в год компанией Rajhi Steel Industries. В Катаре местная компания Qatar Steel реализует вторую стадию проекта расширения мощностей, результатом завершения которой в 2011 году должно стать увеличение объема выплавки стали на 1 млн. т в год по сравнению с 2007 годом (т.е. до около 2 млн. т в год).
Однако наибольший интерес, пожалуй, представляют собой проекты создания металлургических мощностей в тех странах, где ранее сталь не выплавлялась, -- в Омане и Бахрейне. Индийская компания Jindal Steel and Power весной этого года приобрела оманский проект Shadeed Iron & Steel. Первая стадия, предусматривающая налаживание выпуска горячебрикетированного железа, должна быть завершена в начале 2011 года, вторая – создание мощностей по выпуску 1,5 млн. т заготовок в год – в 2012 году. В более далекой перспективе индийский инвестор собирается довести объем выплавки стали на предприятии до 3,6 млн. т в год.
Строительством металлургического комбината на 1,2 млн. т стали в год занимается компания Sulb, 49% акций которой принадлежит японской фирме Yamato Kogyo. Соответственно основной продукцией предприятия, которое должно вступить в строй в 2012 году, станет фасонный прокат. Как заявляет руководство Sulb, ввод в действие завода позволит арабским странам Персидского залива полностью обеспечить себя крупносортным профилем.
Итак, реализация заявленных проектов, действительно, позволит странам Персидского залива существенно увеличить объем производства стали и проката. При этом, строящиеся и планируемые предприятия будут обеспечены сырьем, поскольку в регионе, богатом запасами природного газа, уже налажена производственная цепочка «окатыши – восстановленное железо – заготовки – прокат» и заключены договора с поставщиками сырья (прежде всего, бразильской компанией Vale). Тем не менее, говорить о полном обеспечении региона собственной стальной продукцией (если не считать некоторых позиций), пожалуй, не приходится.
В настоящее время страны Персидского залива переживают болезненный «откат» после прекращения строительного бума 2005-2008 годов. Потребление стальной продукции в этом регионе, особенно, в ОАЭ резко сократилось и в обозримом будущем не вернется на прежний уровень. Тем не менее, в ближайшие годы в арабских странах – прежде всего, в Саудовской Аравии, ОАЭ и Ираке продолжится реализация крупных проектов в секторах инфраструктуры и жилищного строительства. Вследствие этого спрос на прокат снова пойдет в рост. Нынешняя слабость ближневосточного рынка во многом обусловлена текущими проблемами в мировой экономике, неуверенностью инвесторов в будущих перспективах, минимальным количеством строительных проектов, стартовавших в течение ближайших двух лет. Однако когда экономика западных стран в 2011-2012 годах начнет подниматься, станут увеличиваться и капиталовложения в государствах Персидского залива.
Кстати, следует отметить, что среди заявленных в этом году в регионе проектов только один (компании ESI) предусматривает увеличение производства плоского проката. Саудовская компанияHadeed, разрабатывающая такие планы до кризиса, очевидно, отложила их до лучших времен. Так что в секторе листовой стали потребности стран Персидского залива в импорте останутся неизменными, а то и возрастут. Кроме того, арабским прокатчикам по-прежнему будут нужны заготовки, так как анонсированный на ближайшие пять лет рост производства стали примерно соответствует запланированному увеличению выпуска проката.
Безусловно, падение объемов поставок стальной продукции в страны Персидского залива по сравнению с докризисными временами стало свершившимся фактом, и возвращения к показателям 2007-2008 годов ожидать уже никак не приходится. Благодаря вводу в строй новых проектов потребность региона в импортной длинномерной продукции вряд ли существенно возрастет по сравнению с текущими показателями, а то и уменьшится. Ирак будет, безусловно, наращивать закупки, однако поставщикам из Турции и СНГ придется конкурировать на этом рынке с компаниями из Катара и ОАЭ. Тем не менее, это сокращение не будет катастрофическим, а по заготовкам и плоскому прокату потребность региона в импортной продукции, как минимум, не уменьшится, а то и возрастет.
Продолжение следует
Труба бесшовная
Труба электросварная
Трубы DIN, ASTM
Труба нефтегазопроводная
Труба нержавеющая
Газлифтные трубы
Арматура термоупрочненная
Арматурная сталь
Уголок
Швеллер
Армированная сталь
Заготовка
Сталь с морским регистром
Нержавеющий металлопрокат
Алюминиевый профиль
Шестигранник
Круг стальнoй (пруток)
Сетки металлические
Биметалл
Composite material (bimetal)
Лист просечно-вытяжной
Метизы DIN, EN, BS, ASME, ANSI
Биметаллы для электротехники
20Х23Н18
20Х20Н14С2
10Г2С1
5ХНМ
30ХГТ
32НКД
Полезная информация