Ситуация на мировом и российском рынке арматуры
Источник: supplysteel.ru
Среди основных причин изменения ситуации в пользу ее оживления, можно назвать повышение сбалансированности рынка. Действия производителей по сокращению объемов производства, похоже, начали давать определенные результаты. Рынок, лишившись избыточного предложения, живо отреагировал повышением уровня цен.
Однако, тенденция ценового роста, надо полагать, не станет продолжительной. Так, внутренние цены на арматуру в странах Персидского залива практически не менялись в последние две недели, а в Сирии и самой Турции даже снизились. В большинстве стран региона спрос на конструкционную сталь продолжает оставаться низким, ни трейдеры, ни конечные потребители не хотят создавать значительных запасов. Наконец, дальнейший подъем цен на арматуру может привлечь в страны Персидского залива и даже в Северную Африку китайскую и японскую продукцию, что приведет к дисбалансу спроса и предложения и жестко ограничит ценовой рост.
Египет в первом квартале 2009 года импортировал 2,2 млн. т стальной продукции (а все арабские страны – около 10 млн. т), однако, как представляется, останется крупным покупателем и в ближайшем будущем. В стране в последние месяцы широко развернулось жилищное строительство. Причем, правительство страны, предоставив некоторые льготы национальным производителям плоского проката, отказалось помогать компаниям, выпускающим арматуру, которые не выдержали конкуренции с импортом.
Крупные проекты планируются и в других странах Северной Африки. Так, в Ливии в 70 км от Триполи начинается строительство Smart Energy City – бизнес-центра для нефтегазовой отрасли, стоимость которого оценивается в $5 млрд. Его строительство финансируется ливийским правительством, а также государственными и частными инвесторами из Персидского залива. В Алжире, в то же время, объявлены тендеры на строительство новой железнодорожной магистрали стоимостью $1,5 млрд., которая свяжет между собой глубинные районы на западе и востоке страны. Как ожидается, все североафриканские страны во втором полугодии увеличат импорт конструкционной стали, соответственно, в Турции будет поддерживаться высокий спрос на заготовки российского и украинского производства.
Китайским компаниям пришлось немного опустить цены, которые слишком быстро рванулись вверх. Спрос на местном рынке еще не до конца восстановился, да и запасы готовой продукции находятся на нормальном среднем уровне. Тем не менее, даже в Шанхае, на наиболее конкурентном рынке, арматура средних размеров превышает 3200 юаней ($469) за т EXW, а в других районах на востоке страны ее стоимость может достигать 3500 юаней ($512) за т EXW.
В США арматура и низкоуглеродистая катанка перестали падать в цене, остановившись в интервале $530-550 за метрическую т EXW. По словам представителей компании Nucor, спрос на конструкционную сталь на американском рынке практически отсутствует. Кроме того, производители США, дабы снять "напряжение" на внутреннем рынке, пытаются найти рынки сбыта за рубежом. Однако, если американские полуфабрикаты в ценовом отношении могут конкурировать с продукцией других поставщиков, то экспортные котировки готового сорта отталкивают покупателей своей высотой
Таким образом, основными точками спроса остаются страны Персидского залива и Северной Африки.
Российский рынок продолжает характеризоваться низкой активностью строительного сектора и сокращением объемов реального потребления. Завершение проектов с высокой степенью готовностью требует минимальное количество арматуры, а реализация новых проектов замедлилась либо заморожена.